Психология целостности
Психология целостности
К середине 60х годов ХХ века в психологии и психотерапии эффективно применялись мастерски разработанные методы, техники, инструменты. Однако, объектом изучения и воздействия этих методов и инструментов все более и более становилась не личность как таковая, а та или иная её модель. В основном же, работа исследователей и практиков была направлена на обособленный — в их представлениях, но отнюдь не в реальной жизни — конструкт или процесс психики.
За рамки этой работы, как правило, были вынесены базовые, априорные (изначально, еще до рождения человека присутствующие в психике) фигуры и процессы коллективного бессознательного. Без внимания оставались также глубинные смыслы социального контекста, обуславливающие социальную значимость и возможность творческой самореализации личности. Для среднего обывателя западной цивилизации — в том числе, и психолога — шокирующим было откровение о том, что нечто, воспринимаемое им как свое Я — не только «отнюдь не вся психика» (Юнг) — но и «отнюдь не Я». Революционные открытия психоанализа и аналитической психологии о доминировании бессознательного в психической деятельности становились предметом лукавых мудрствований и квазинаучных рефлексий, но отнюдь не принципами работы учёных и практиков.
Базальный внутренний конфликт — разрыв между сознанием и бессознательным — стал распространенным, если не тотальным, явлением. Это явление с трудом распознавалось и неохотно признавалось, однако его последствия (неврозы, депрессии, экзистенциальные фрустрации, алкоголизм, наркомания, патологический квазимистический опыт, хипизм, участие в псевдорелигиозных сообществах) с неистовством психологической чумы обрушились на демонстративно благополучный мир прагматических стратегий и здравого смысла.
Распространенность базального конфликта и необходимость противодействовать его последствиям привели к тому, что учеными и специалистами психологии, философии, социологии и медицины были поставлены задачи (вернее, ученые и специалисты оказались поставленными перед упомянутыми задачами) не только разработка, но и верная формулировка которых предусматривала смещение внимания к недоступным сознанию или закрытым от него регионам психики.
Таким образом, объектом передовых школ пост-аналитической психологии становится даже не личность — совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий — а индивид — «обособленное, нечленимое единство, некая целостность, включающая как незримую область бессознательного, так и сознание» (Юнг). Психологи приходят к пониманию того, что даже глубинные, неосознаваемые причины отдельных симптомов, проблем, травматических переживаний — только указывают на сбой в системе психики, свидетельствуют о нарушении целостности индивида. Они убеждаются в том, что только целостный подход – работа с личностью как с индивидом — открывает успешные пути достижения психологического здоровья. Поиск этих путей, ведущих человека к целостности – единству с миром и самим собой — символ веры, начертанный на знаменах аналитической, экзистенциально-гуманистической и трансперсональной психологии.
Мировоззренческим оком этих школ становится принцип единства, согласно которому и психика, и физический мир, и их совокупность — сложные, открытые, многоуровневые, самоорганизующиеся системы, — части, которые имеют смысл только в их отношении к целому. Личность — форма проявления, автономная часть этого мирового единства.
Понятия «цель» («телос», греч.) и «целое» («телеиос», греч.) этимологически связаны. Достижение цели одновременно означает и завершение действия, восхождение к полноте, совершенству, красоте. Цель достигается тогда, когда оказывается построенным совершенное, симметричное, прекрасное целое. В соответствии с представлениями аналитической, экзистенциально-гуманистической и трансперсональной психологии развитие личности, ее путь к успешной самореализации – ни что иное как интеграция, продвижение к целостности, индивидуация – формирование индивида.
Конфликтные напряжения между фрагментами и уровнями организации личности, между человеком и его экзистенциальным контекстом, средой жизнедеятельности — свидетельствуют о том, что данный индивидуум не целостен (не собран, не целеустремлен, не гармоничен – и недостаточно развит), что его намерения и стратегии не целостны (не соотнесены со структурами и процессами мира как целого). На устранение этих напряжений, восстановление целостности личности и интеграцию ее в мировое единство направлены теоретические поиски и практические усилия психологии целостности.
Словосочетание «психология целостности» (“Integral Psychology”) впервые использовал Кен Уилбер — один из ведущих мастеров и мыслителей трансперсональной психологии. Это новейшее направление психологической науки и практики фокусирует внимание на глубинных областях психики, процессах развития личности и динамики сознания, философски переосмысляет и научно обосновывает представления мировых духовных традиций. Объект трансперсональной психологии — творческий, самосовершенствующийся, стремящийся к полной и адекватной реализации своих возможностей, человек. Integral Psychology Кена Уилбера стала обобщением в широком понятийном и методологическом контексте, закономерным развитием трансперсональных подходов, принципов, идей, разработок.
Следует, тем не менее, отметить, что данное Уилбером определение «психологии целостности», (в транслитерации – «интегральной психологии») — соответствует не только Integral Psychology Уилбера, но и многим научно-практическим и вненаучным системам. Сам Уилбер неоднократно писал, что его Integral Psychology — лишь одна из разновидностей психологии целостности.
Психология целостности — система опирающихся на принцип единства теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к единству с миром и самим собой, меньшей конфликтности, раздробленности сознания, переживаний, поведения, и, как следствие, к гармоничной полноценной жизни и успешной самореализации.
Это продвижение возможно в процессе, состоящем из трех необходимых компонент:
опыт целостности (его переживание, осмысление и интеграция в жизненный контекст);
достижение внутриличностного единства (индивидуация, самопознание);
практика деятельности в социуме.
Понимание структуры, аспектов, паттернов, свойств и процессов личностной целостности, путей и способов ее достижения (индивидуации), умение успешно действовать в ее контексте — концептуальное ядро и необходимое условие работы специалиста психологии целостности.
Практические методы этой работы включают в себя широкий спектр разнообразных по принципам и подходам, но дополнительных по сути своей, техник.
В фокусе этих принципов, подходов и техник:
личность как таковая, а не отдельные ее свойства, процессы, проблемы;
осуществление комплексного и всестороннего воздействия на человека (тело, сознание, бессознательная психика);
использование скрытого личностного ресурсного потенциала;
не только достижение целостности индивида, но и реорганизация его жизненного контекста, обеспечивающая полную и адекватную реализацию личности в социуме.
Применяя эти методы и техники, специалист психологии целостности не упускает из виду, что любая теория, концепция, форма психокоррекции, учение, идея, житейское суждение — при кажущейся зачастую их полноте и универсальности, являются справедливыми лишь отчасти, что сценарий каждого процесса достижения или восстановления целостности уникален. Использование методов и техник психологии целостности — это, прежде всего, их творческая разработка — а, зачастую и вдохновенная импровизация для каждого конкретного случая.
Требования к работе специалиста психологии целостности должны быть предельно высокими. Это должна быть работа «нового поколения» или нового уровня. Целевая аудитория этой работы – в достаточной мере развитые и образованные люди, имеющие возможность или столкнувшиеся с необходимостью приступить к поискам самих себя.
Важнейший, базовый принцип этой работы, без соблюдения которого не может быть выстроена истинная целостность личности – опора формирующегося или развивающегося индивида на духовный фундамент бытия и психики, единую глубинную основу души и жизни, человека и Вселенной. Следование этому принципу – восхождение от обыденности к высшим ценностям и глубинным смыслам, поиск и понимание этих ценностей и смыслов в экзистенциальном контексте.
Если интегративная работа проходит в формате тренинга, то в ней должны сочетаться глубокий уровень проработки и легкость подачи материала.
Программы тренинга целостности подготавливают и настраивают главный (может быть, единственный) инструмент успешной деятельности – высокоразвитую, многогранную, гармоничную, креативную личность.
Без подготовки этого инструмента овладение любыми навыками, методами и приемами будет малоэффективным. Здесь вполне уместно вспомнить рассуждение Поля Феерабенда об «антиметодологии» как основе прогресса или высказывание великого Гераклита: «многознание уму не научает». В программах тренинга целостности даже освоение теоретической базы должно быть предусмотрено не в форме сообщения и заучивания необходимых сведений, а в форме самостоятельной творческой работы с материалом.
Работа, направленная на интеграцию человека, его гармоничное соединение с собой и миром, непременно активизирует его личностные ресурсы, раскрывает таланты, развивает креативность — способность не только ставить и решать инновационные задачи, но и находить яркие, интересные, нетривиальные решения обыденных. «Хорошая психотерапия – писал Маслоу – может способствовать повышению креативности, даже если психотерапевт не ставит перед собой и клиентом этой задачи или вовсе не задумывается об этом».
Специалист любой профессии, прошедший тренинг целостности и освоивший его материал, может не только успешно справляться со сложными задачами организационной и производственной деятельности, но и предлагать более высокий, даже по сравнению с системным — целостный — уровень их решения. Такой специалист, независимо от рода занятий — становится эксклюзивным, востребованным, высокооплачиваемым.
Личность, счастливо продвигающаяся к целостности, успешно осуществляет себя, исполняет свою социальную миссию и действует в единстве с собой и миром. Такая личность не только хорошо знает пространство жизни и ориентируется в нём. Целостный индивидуум создаёт это пространство в соответствии со своими стремлениями, намереньями и представлениями, выстраивает продуктивные и комфортные взаимоотношения с партнёрами, управляет ходом событий, способствует развитию и самореализации окружающих.